Долгобородова Марина Вячеславовна, учитель-логопед
«Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ»
Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Информационные технологии – это возможность проявления творчества учителя-логопеда, позволяющие искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми, способствующие повышению интереса у детей к обучению, активизирующие познавательную активность. Применение ИКТ расширяет возможности использования наглядного материала, повышает эффективность логопедической работы в целом. Развивающие компьютерные игры, задания являются для ребенка прежде всего игрой, а затем уже учебой. Экран притягивает внимание детей, которого мы порой не можем добиться на обычном занятие. Использование мультимедийных презентаций предотвращает утомление детей и дает возможность применять её на любом этапе организованной деятельности, что позволяет повысить мотивационную активность, способствует более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребенка, повышает качество и эффективность коррекционно-образовательной работы. Можно выделить преимущества использования ИКТ – это современность, информационная насыщенность, наглядность, доступность, эмоциональная привлекательность, многофункциональность. В то же время полноценное использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста практически невозможно, т.к. пользование цифровыми устройствами ограничено требованиями СанПин: ребенок 5-7 лет может «работать» за устройствами не более 10-15 минут не чаще 3 раз в неделю. Поэтому учитель-логопед на занятиях может применять только элементы технологий, включая в структуру традиционного логопедического занятия.
Информационно-коммуникативных технологии, применяемые мной в логопедической работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время представлено много отечественных разработок для логопедических занятий. Одной из таких является сайт «Мерсибо». Мерсибо предоставляет развивающие игры для детей от двух до восьми лет, которые помогут провести артикуляционную гимнастику, автоматизировать и дифференцировать звуки, развить речевое дыхание и фонематический слух, расширить лексический словарь, проработать связную речь. Такая работа достаточно продуктивна и интересна для дошкольника, поскольку он занимается в интерактивном режиме и материал достаточно красочный и разнообразный. Видео-платформа YouTube содержит различные обучающие материалы, которые помогают в игровой форме с героями выполнить артикуляционную гимнастику, автоматизировать звуки изолированно, в слогах, словах, освоить лексико-грамматический строй. Использование материалов возможно, как и на индивидуальных занятиях, так и на фронтальных. Также на коррекционных логопедических занятиях используются мультимедийные игры-презентации. Отличием таких игр от обычных презентация является наличие особого алгоритма, который с помощью системы гиперссылок позволяет управлять процессом игры, обеспечивая обратную связь с воспитанником. Мультимедийные игры-презентации являются полифункциональным средством коррекции детской речи. В презентации решаются задачи не только по автоматизации звука, но и активизации и уточнению словаря, формированию звукопроизношения, лексико-грамматических категорий, развитию речевого дыхания, фонематического восприятия, связной речи, зрительного внимания, логического мышления В нашей группе работает мультстудия «Золотая рыбка». Занимаясь с детьми созданием мультфильмов, в процессе их любимого вида деятельности – игры, развиваются все стороны речи, коммуникативные навыки. Дети следят за своей речью, озвучивая героев, что ускоряет процесс автоматизации поставленных звуков, делает речь грамматически правильной. В процессе работы по содержанию будущего мультфильма и создания «раскадровки», развивается связная речь. В последнее время использование мессенджеров в общении с родителями стало более актуальным. Во «ВКонтакте» создано сообщество «Китёнок», в котором можно не только общаться с родителями, но и обмениваться информацией и материалами: снимать видео, делать фото с индивидуальных занятий, содержащие рекомендации и особенности выполнения определенного задания. Также данный мессенджер необходим и для обратной связи с родителями: проверки качества выполнения рекомендаций, оказания своевременной помощи родителям при выполнении заданий. Таким образом, цифровые технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Как показывает практика, целенаправленное использование цифровых и ИКТ технологий в процессе коррекционного обучения и воспитания детей позволяет создавать оптимальные условия для коррекции и компенсации, имеющихся у детей нарушений, максимально учитывать индивидуальные возможности и потребности дошкольников. 5 мая 2022 в 18:10
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.